Обычай встречать Масленицу возник задолго до принятия христианства на
Руси. Изначально этот праздник носил мистический, языческий характер и
праздновался в течении двух недель. Неделю до весеннего равноденствия –
проводы зимы, и неделю после – встреча весны.
В это время самым главным блюдом, которое несет в себе сакральный смысл, являются блины.
Они ассоциируются с солнцем – горячие, круглые, желтые. Считалось, что
при поедании блинов в человека переходит частица силы Солнца, которая
была совсем не лишней в конце зимы.
После принятия христианства праздник, учитывая его
популярность, никто не стал запрещать, традиции предков и традиции
религиозные гармонично переплелись. Но проводы зимы все же
подкорректировали, сократив до одной недели, привязав к Великому посту и
сделав последний день Масленицы Прощеным воскресеньем.
В христианской трактовке Масленица – это не только проводы зимы, но и
подготовка к Великому посту. Прощение других, примирение с обидчиками,
общение с ближними, праведные поступки... Неслучайно первый испеченный
на Масленицу блин должен быть отдан нищим на помин душ умерших.
В старину Масленицу встречали так, что можно позавидовать. Каждый день
Масленичной недели был расписан. В целом вся неделя посвящалась тесному
общению с родственниками и различным забавам. Так, в первые два дня
молодежь общалась между собой, в среду зятья приходили к тещам на блины,
а в четверг теща, в свою очередь, должна была прийти на угощение к
зятю. С четверга же обычно начиналось настоящее гулянье.
Последние три дня Масленицы были посвящены катанию на санях. Часто для
таких гуляний специально покупались новые сани. Вдоль улиц в это время
скользила непрерывная вереница разнообразно украшенных саней и нарядных
седоков. Сидящие в них весело здоровались, шутили и смеялись.
Катались с горок. Причем в равнинных местностях горки делали сами, из
снега и досок, облитых водой. Катались на всем, чем можно – шкурах
намоченных и замороженных, в плетеных корзинах с низким бортиком,
похожих на тазы. Катались в выдолбленных стволах деревьев и даже на
облитых водой и замерзших скамейках!
Естественно, все это веселье сопровождалось криками, визгом, шутками,
смехом и заигрываниями празднично одетой молодежи. Добавьте сюда игру на
гармошке, свирели, с хороводами и песнями вокруг костра, и вам самим
захочется там оказаться. Что немаловажно и отмечалось многими
летописцами, люди были добродушными, искренними и вежливыми...
Ну и конечно же, каждый из нас при слове Масленица
вспомнит чучело из соломы и тряпок, которое обязательно нужно сжечь на
костре, завершая Масленичную неделю: только так, по обычаям предков,
можно проводить зиму и повстречаться с весной! При этом после сожжения
чучела молодые смельчаки состязались в прыжках через костер. Впрочем,
этот знакомый образ на самом деле не единственный: в старину зимушку
провожали, выгоняли не только посредством огня. Случалось, вывозили всей
деревней наряженную девицу за околицу, и окунали её там в сугроб,
«проводив»...
Еще одной традиционной забавой издавна считались снежные бои: строили
снежные крепости и, разбившись на две команды, устраивали настоящие
баталии. Случалось, атаковали защитников крепости даже на лошадях.
Масленичные гуляния прекращались в конце воскресного дня (Прощеного
воскресенья) после звона колокола, призывающего к вечерней службе. Люди
просили прощения у родных, друзей и знакомых, прощали все обиды и
открывали свои сердца долгой молитве и воздержанию, ведь следующий за
Прощёным воскресеньем понедельник – первый день Великого поста...
Комментариев нет:
Отправить комментарий